Администрация Михайловского района
Михайловский район Алтайский край

Муниципальный земельный контроль

           Земля всегда являлась, и будет являться главным достоянием и основой благосостояния и жизнедеятельности населения.

        В соответствии со статьей 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации, как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Муниципальный земельный контроль является важным звеном в системе муниципального управления в сфере землепользования.

Проведение муниципального земельного контроля предусмотрено статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации.

        В связи со вступлением в силу с 01.07.2021 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – закон № 248-ФЗ) полномочия органов муниципального земельного контроля определяются в соответствии с ним. Сроки, порядок и последовательность административных процедур при осуществлении муниципального земельного контроля на территории Михайловского района устанавливается «Положением о муниципальном земельном контроле в границах муниципального образования Михайловский район Алтайского края» №44 от 23.12.2021 г.

       Цель муниципального земельного контроля – сохранение земли, как природного ресурса, основы жизни и деятельности граждан.

        Земельный контроль как правовая мера выполняет три основные функции:

- предупредительную, направленную на предотвращение еще не начавшегося противоправного воздействия на земельные участки;

- информационную, направленную на сбор сведений о подконтрольных объектах,

- карательную, направленную на привлечение нарушителей земельного законодательства юридической ответственности.

        В связи с реформой контрольно-надзорной деятельности и, как следствие, принятием закона № 248-ФЗ законодателем дополнены восемь новых принципов контрольной деятельности: законность и обоснованность; стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований; соразмерность вмешательства в деятельность контролируемых лиц; охрана прав и законных интересов, уважение достоинства личности, деловой репутации контролируемых лиц; недопустимость злоупотребления правом; соблюдение охраняемой законом тайны; открытость и доступность информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля; оперативность при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

      Использование земельных участков должно осуществляться в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вреда окружающей среде, в том числе земле как природному объекту (статья 42 Земельного Кодекса РФ).

       Разграничение полномочий уполномоченных органов, осуществляющих муниципальный земельный контроль, осуществляется в зависимости от территории их юрисдикции (п. 3 ст. 72 ЗК РФ).  Администрация Михайловского района осуществляет земельный контроль на межселенной территории, а также проводит контроль в отношении земельных участков, которые находятся в границах сельских поселений района.

      В связи с вступлением в силу закона № 248-ФЗ изменился порядок осуществления муниципального земельного контроля. Среди основных новаций выделим следующие:

а) установлено приоритетное проведение профилактических перед контрольными мероприятиями

      Новое регулирование в области муниципального земельного контроля ориентирует муниципальные органы на приоритетное проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), стимулирования правомерного поведения контролируемых лиц (ст. 8 закона № 248-ФЗ). Такой подход поможет в разы снизить административную нагрузку на контролируемых лиц, а также в краткосрочной перспективе предупредить формальные судебные тяжбы.

    б) более чётко по сравнению с ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ определены полномочия муниципалитетов по осуществлению муниципального контроля

      В первую очередь п. 6 ст. 1 закона № 248-ФЗ установлено, что муниципальный контроль осуществляется в рамках полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Это важное законодательное положение, отграничивающее муниципальный контроль от иных видов контроля (надзора) указанием исключительно на рамки вопросов местного значения.

      Главным правовым документом на уровне муниципального образования, определяющим основные вопросы порядка организации муниципального контроля является «Положение о муниципальном земельном контроле в границах муниципального образования Михайловский район Алтайского края» №44 от 23.12.2021 г., утвержденное Решением собрания депутатов Михайловского района Алтайского края

      Кроме того, законом № 248-ФЗ сохранён механизм возможного наделения органов местного самоуправления отдельными полномочиями по осуществлению видов федерального и регионального контроля (надзора) (п. 2 ст. 4, п. 2 ст. 5).

 - в) создана гибкая система нормативно-правового регулирования муниципального земельного контроля

      С учётом имеющихся ограниченных бюджетных, кадровых возможностей, для муниципального земельного контроля предусмотрены изъятия из общего регулирования о видах контроля.

     В частности, глава 5 закона № 248-ФЗ, устанавливающая применение риск-ориентированного подхода, может не применяться к осуществлению муниципального контроля, если данное положение определено в положении о виде муниципального контроля и иное не установлено федеральным законодательством (п. 7 ст. 22 закона № 248-ФЗ).

     Также такое исключение сделано для использования профилактических мероприятий и досудебного обжалования. Закон № 248-ФЗ устанавливает важнейший принцип приоритета профилактики при осуществлении контрольно-надзорной деятельности, устанавливая перечень из семи профилактических мероприятий (информирование, обобщение правоприменительной практики, меры стимулирования добросовестности, объявление предостережения, консультирование, самообследование, профилактический визит).

      Пунктом 2 ст. 45 закона № 248-ФЗ определено, что для органов местного самоуправления обязательно использование только двух мероприятий – информирование и консультирование. Остальные могут применяться в случае, если такое решение принято муниципалитетом.

      А также, новым правовым регулированием установлена система досудебного обжалования решений контрольных органов, которая будет на базе специально созданной информационной системы.

      Пунктом 4 ст. 39 закона № 248-ФЗ предусмотрено, что положением о виде муниципального контроля может быть установлено, что досудебный порядок подачи жалоб при осуществлении соответствующего вида муниципального контроля не применяется, если иное не установлено законодательством.

    -  г) порядок проведения плановых и внеплановых контрольных мероприятий может быть поставлен в зависимость от отнесения объекта к определённой категории риска

        По общему правилу частота проведения плановой проверки составляет не чаще чем один раз в три года. Исключения предусмотрены только для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, определённых Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944. Проверки в отношении таких лиц проводятся два и более раз в три года. Также в предусмотренных законом случаях частота проведения проверки может ставиться в зависимость от отнесения объекта к определённой категории риска.

       Внеплановые выездные проверки осуществляются по следующим предусмотренным законом основаниям:

       1)  наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утверждённым индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;

       2)  поручение Президента РФ или Правительства РФ о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;

      3)  наступление события, указанного в программе проверок, если федеральным законом о виде контроля установлено, что контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании программы проверок.

       При получении сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, наличие которых является основанием проведения муниципального земельного контроля в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 57 Закона № 248-ФЗ, должностное лицо последовательно предпринимает действия, предусмотренные статьей 59, частью 3 статьи 58 и статьей 60 Закона № 248-ФЗ.

    Сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям контрольный (надзорный) орган получает:

- при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, из средств массовой информации;

- при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, включая контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия, в том числе в отношении иных контролируемых лиц.

Сайт использует сервисы веб-аналитики Яндекс Метрика и Спутник с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике